Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Детский сад общеразвивающего вида № 35

городского округа

 ЗАТО г. Фокино (поселок Дунай)

Советы логопеда

 

 

Консультации проводит учитель-логопед Фадеева Надежда Анатольевна


   

План  работы

логопедического кружка для детей средней группы

«Речевая мозаика»

 

2019г.

 

 

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В наш век высоких технологий и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картине. Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети с 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы.

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звуков в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Программа логопедического кружка «Речевая мозаика» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия. При составлении программы были использованы методические разработки М.Ю.Картушиной, О.И.Крупенчук, Т.А.Ткаченко и многих других. Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

 

Цель.

 Создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения. 

Задачи.

1.  Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2.  Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3.  Развитие дыхания.

4.  Развитие мелкой моторики.

5.  Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7.  Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8.  Расширение словарного запаса.

9.   Формирование связной речи.

10. Воспитание культуры речевого общения.

 

Периодичность занятий.

 

1 раз в неделю в первой /второй половине дня (согласно расписания занятий), всего 33 занятия   (3-я неделя сентября - первая половина мая 2020г.)

Продолжительность занятия: 20 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. В содержание занятий включены следующие виды работы:

- артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

-упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

-дыхательные и фонопедические упражнения.

-упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений без музыкального сопровождения.

-игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

-лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. 

-упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су-Джок терапии, самомассаж ладоней, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.

Планируемые результаты.

Систематические занятия по данной программе будут способствовать:

-коррекции звукопроизношения

-развитию просодической стороны речи

-формированию слоговой структуры слова

-коррекции лексико-грамматической стороны речи

-формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.

  

Перспективный план занятий логопедического кружка

 «Речевая мозаика» на учебный год.

 

Задачи

 

Содержание, источник

3-я неделя сентября «Наша группа»

Развитие артикуляционного аппарата

«Дудочка», «Улыбка», «Лопатка», «Качели»

Развитие слухового восприятия и внимания

Упражнение «Где стучали?» (О.И.Крупенчук 6с.)

Развитие дыхания

«Вырасти большой»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе»

Развитие координации движений

Упр.»Мячик»

4 неделя сентября «Вот она какая – осень золотая»

Развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик», «Улыбка», «Лопатка», «Качели»; знакомство с органами артикуляции

Развитие дыхания

Упр. «Осень»

Развитие мелкой моторики

Упр. «Осенние листья»

Развитие слухового восприятия

Упражнение на различение звучания музыкальных инструментов

Развитие связной речи

Чтение и пересказ рассказа «Лес осенью»

1-я - 2-я неделя октября «Во саду ли в огороде»

Развитие артикуляционного аппарата

Самомассаж языка

Развитие слухового восприятия

Упр.  «Кто позвал?»

Развитие дыхания

Упр. «Ровно дышим»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком А (О.Н.Лиманская 18-19с.)

Развитие мелкой моторики

Упр. «Квасим капусту»

Развитие координации движений

 

Игра «Урожай»

3-я неделя октября «Животные осенью»

Развитие артикуляционного аппарата

«Кошка лакает молоко»

Развитие дыхания

«Мишка»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Повстречались»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком У (О.Н.Лиманская 20с.)

Развитие слухового внимания

Упр. «Кто как голос подает?»

Развитие координации движений

Упр. «Заяц Егорка»

Развитие связной речи

Чтение и пересказ рассказа «Ежиная семейка»

4 неделя октября «Дом в котором я живу»

Развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик», «Улыбка», «Лопатка», «Качели»

Развитие дыхания

Упр. «Дом маленький – дом большой»

Развитие мелкой моторики

Игра «Строим дом»

Развитие фонематического восприятия

Закрепление звуков А-У

Развитие  координации движений

Упр. «Мы по городу шагаем»

1-я неделя ноября «Транспорт на улицах города»

Развитие артикуляционного аппарата

Упр. «Гудит пароход»

Развитие дыхания

Упр. «Транспорт»

Развитие мелкой моторики

Игра «Транспорт»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком Э (О.Н.Лиманская  -25с.)

формирование лексико-грамматических конструкций

Упр. «Собери предложение» «Слово»

Развитие координации движений

Упр. «Машины»

2-я неделя ноября «Мамины заботы о детях»

Развитие артикуляционного аппарата

«Мама сварила вкусное варенье»

Развитие дыхания

Упр. «Каша»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Мамочка»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком М (О.Н.Лиманская  28с.)

Развитие связной речи

Упр. «Какая твоя мама?»

Развитие координации движений

Упр. «Мамочка»

Формирование грамматических конструкций

Упр. «Кто из этих людей твои родственники?»

3-я неделя ноября «Бабушки и дедушки. Наша дружная семья»

Развитие артикуляционного аппарата

«Блинчики»

Развитие дыхания

Упр. «Бабушка поднимается по лестнице»

Развитие мелкой моторики

Упр. «Моя семья»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком И. (О.Н.Лиманская  22); упр. «Какое слово отличается от других?! (О.И.Крупенчук 141с.)

Развитие координации движений

Игра «Помощники»

Развитие грамматических  конструкций

Упр. «Сосчитай до пяти» (О.И.Крупенчук 140с)

Развитие связной речи

Упр. «Исправь предложение» (О.И.Крупенчук  143с.)

4-я  неделя ноября «Городские профессии»

Развитие артикуляционного аппарата

«Гребем веслом»

Развитие дыхания

«Трубач»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Профессии»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком  О. (О.Н.Лиманская  -27с.); «Определи на слух самое короткое слово» (О.И.Крупенчук 122с.)

Развитие координации движений

Игра «Строители»

Формирование грамматических категорий

Упр. «придумай предложение с парами слов»; «Что лишнее и почему?» (О.И.Крупенчук 122 - 124с.)

1-я – 2-я  неделя декабря «Зима. Новогодний праздник»

Развитие артикуляционного аппарата

«Окошко»

Развитие дыхания

Упр. «Вьюга»

Развитие фонематического слуха

Упр. «Угадай, какой звук я произношу?» (О.И.Крупенчук 86с.)

Развитие мелкой моторики

Упр. «Зимняя прогулка»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком П. (О.И.Крупенчук 87с.)

Развитие координации движений

 Игра «Деревце все выше, выше»

3-я – 4-я неделя декабря «Украшай лесную гостью»

Развитие артикуляционного аппарата

«Дудочка», «Улыбка», «Лопаточка», «Качели»

Развитие дыхания

Упр. «Приятный запах»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Елочка»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком Н. (О.Н.Лиманская  34с.)

Развитие координации движений

Упр. «С Новым годом!»

2-я неделя января «Новогодняя сказка – вспомним елку»

Развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик», «Улыбка», «Лопатка», «Качели»

Развитие дыхания

Упр. «Задуй свечу»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Не коли нас, елочка»

Развитие фонематического восприятия

Знакомство со звуком Б. (О.Н.Лиманская 37с.)

Развитие координации движений

Упр. «Наряжали звери елку»

3-я неделя января «Зима.Зимние забавы»

Развитие артикуляционного аппарата

«Дудочка», «Улыбка», «Лопатка», «Качели»

Развитие дыхания

Упр. «Лыжник»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Зимние забавы»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком В. (О.Н.Лиманская  41с.)

Развитие координации движений

Игра «Зимние забавы»

4-я неделя  января «Животные и птицы зимой»

Развитие артикуляционного аппарата

«Хомячок»

Развитие дыхания

Упр. «Ворона»

Развитие мелкой моторики

Упр. «Есть у каждого свой дом»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком Д. (О.Н.Лиманская  45с.)

Развитие координации движений

Игра «Воробушки»

1-я – 2-я неделя февраля «Наша Армия сильна!»

Развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик», «Улыбка», «Лопатка», «Качели»

Развитие дыхания

Упр. «Разведчики»

Развитие мелкой моторики

Упр. «Сегодня праздник всех отцов»

Формирование фонематического восприятия

Закрепление гласных и согласных звуков (О.Н. Лиманская 49с.)

Развитие грамматических конструкций

Упр. «Составь предложения с парами слов»; «Как называется человек, который…» (О.И.Крупенчук 128; 131с.)

Развитие координации движений

Упр. «Марш»

3-я неделя февраля «День защитника Отечества. Какой бывает транспорт?»

Развитие артикуляционного аппарата

«Заведи мотор», «Стрельба»

Развитие дыхания

Упр. «Сигналит машина»

Развитие высоты и силы голоса

Упр. «Самолет»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Путешествуем»

Формирование грамматических конструкций

Упр. «Кто лишний и почему?»

Развитие координации движений

Упр. «Самолет»

4-я неделя февраля – 1-я неделя марта «Помогаю мамочке. Наши мамы»

 

Развитие артикуляционного аппарата

«Месим тесто»

Развитие дыхания

Упр. «Каша»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Цветочек для мамочки»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком Т. (О.Н.Лиманская 52с.)

Формирование грамматических конструкций

Упр. «Отгадай загадку и обьясни, что тебе помогло ее отгадать?» (О.И.Крупенчук 140с.)

Развитие координации движений

Игра «Помощники»

2-я – 3-я неделя марта «Народные промыслы. Дымковская игрушка»

Развитие артикуляционного аппарата

«Лошадка»

Развитие дыхания

Упр. «В лесу»

Развитие мелкой моторики

Игра «Дымковская барышня»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком Ф. (О.Н.Лиманская 57с.)

Развитие координации движений

Упр. «Карусели на ярмарке»

4-я неделя марта «Матрешкина сказка»

Развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик», «Улыбка», «Лопатка», «Качели»

Развитие дыхания

Упр. «Дуем на горячий чай»

Развитие мелкой моторики

Игра «Мы веселые матрешки»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком К. (О.Н.Лиманская 63с.)

Развитие координации движений

Игра «Нарядны матрешки»

1-я неделя апреля «Мир за окном: весна пришла»

 

Развитие артикуляционного аппарата

«Капель стучит по крыше»

Развитие дыхания

Упр. «Пахнет весной»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Кап-кап-кап»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком Г. (О.Н.Лиманская  66с.)

Формирование лексико-грамматических категорий

Упр. «Назови ласково», «Придумай как можно больше слов» (О.И.Крупенчук  146с.)

Развитие координации движений

Игра «Веснянка»

2-я неделя апреля «День космонавтики – звезды и ракеты»

Развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик», «Улыбка», «Лопатка», «Качели»

Развитие дыхания

Упр. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно»

Развитие мелкой моторики

Игра «Космонавт»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком Х. (О.Н.Лиманская 72с.)

Развитие координации движений

Упр. «Ракета»

Формирование связной речи

Упр. «Собери предложение» (О.И.Крупенчук  172с.)

Формирование грамматических конструкций

Упр. «Скажи наоборот» (О.И.Крупенчук  173с.)

3-я неделя апреля «Пробирается медведь сквозь густой валежник…(звери весной)»

Развитие артикуляционного аппарата

«Мишка облизывается»

Развитие дыхания

«Волк воет», «Ежик пыхтит»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Мишка»

Формирование лексико-грамматических конструкций

Упр. «Мамы играют с детенышами», «Закончи предложения» (О.И.Крупенчук 161с.)

Развитие координации движений

Игра «Мы пойдем..»

4-я неделя апреля «День птиц»

Развитие артикуляционного аппарата

«Дятел»

Развитие дыхания

Упр. «Птицы поют»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Ласточка»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком С. (О.Н.Лиманская 76с.)

Формирование лексико-грамматических категорий

Упр. Кто лишний и почему?», «Назови ласково» (О.И.Крупенчук 180с.)

Развитие координации движений

Игра «Ласточки»

Развитие связной речи

Чтение и пересказ «Кукушка» (О.И.Крупенчук 183с.)

1-я неделя – 2-я неделя мая «Солнышко. Радуются солнышку птицы и насекомые»

Развитие артикуляционного аппарата

«Комарик»

Развитие дыхания

Упр. «Пчелка»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Пчелка»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком З. (О.Н.Лиманская  80с.)

Развитие координации движений

Игра «Здравствуй, солнце золотое!»

Развитие связной речи

Чтение и пересказ «Майский жук» (О.И.Крупенчук  180с.)

3-я неделя мая «Скоро лето»

Развитие артикуляционного аппарата

«Окошко»

Развитие дыхания

Упр. «Ах,  как пахнет!»

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Алые цветки»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком Ц. (О.Н.Лиманская  86с.)

Развитие координации движений

Игра «Одуванчик»

«Что посеешь, то и пожнешь»

Развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Развитие дыхания

Упр. «Косим траву»

Развитие мелкой моторики

Упр. «В огороде»

Формирование фонематического восприятия

Знакомство со звуком Ш. (О.Н.Лиманская 90с.)

Развитие координации движений

Игра «Грядка»

 

Список используемой литературы:

 

1.      Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

2.      Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «Мозаика-Синтез», 2002.

3.      Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.

4.      Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – ( В помощь логопеду).

5.      Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

6.      Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Издательский  дом «Литера», СПб. 2004.

7.      Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)

8.      Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб. Детство-Пресс, 2000.

  

План работы логопедического кружка «Речевая мозаика» скачать

 


 

 

 

Cкачать презентацию в формате pptx

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"